Интервентов помянули недобрым счетом
Счетная палата назвала истинную цену казенного зерна
"Коммерсантъ" №20 (4320), 05.02.2010, Олег Сапожков, Петр Нетреба
Зерновой интервенционный фонд, сформированный Минсельхозом в 2008-2009 годах, угрожает бюджету
потерями от 8 млрд до 10 млрд руб. уже в этом году. Это утверждается в представлении Счетной палаты
РФ по материалам проверки использования средств федерального бюджета, направленных на
проведение интервенций на рынках сельхозпродукции, сырья и продовольствия в конце 2008 года.
Результатами проверки, инициированной главой Минсельхоза Еленой Скрынник, уже в субботу
займется первый вице-премьер Виктор Зубков.
Материалы проверки, подписанные аудитором Счетной палаты Михаилом Одинцовым, есть в распоряжении
"Ъ". В аппарате аудитора "Ъ" вчера подтвердили факт проведения проверки и существование документа. В нем
утверждается, что внеплановые расходы бюджета 2010 года на хранение 8 млн тонн зерна, закупленного в
рамках зерновых интервенций 2008-2009 годов, составят до 8 млрд руб. Ранее глава Объединенной зерновой
компании (ОЗК), принявшей функции по управлению зерновым госфондом у упраздненного Агентства по
регулированию продовольственного рынка (АРПР), Сергей Левин рассказывал "Ъ", что правительство
выделило ОЗК на 2010 год лишь часть средств для оплаты услуг элеваторов и компания в любом случае
вынуждена будет обратиться в правительство за дополнительными ассигнованиями.
Аудитор господин Одинцов ставит под сомнение необходимость и законность проведения интервенций 2008
года в масштабе 8 млн тонн, утверждая, что часть зерна закуплена "на основании нелигитимных приказов
Минсельхоза, не прошедших в установленном порядке регистрацию Минюста РФ". По "недействительным
приказам" министерства, возглавлявшегося тогда Алексеем Гордеевым, было закуплено зерна на сумму 970 млн
руб. Впрочем, цены, введенные законными приказами Минсельхоза, применялись и до даты вступления этих
документов в силу, что может увеличить объем "недействительных" закупок зерна.
Напомним, что механизм зерновых интервенций предполагает выкуп части дешевого зерна нового урожая с
возможностью продажи его с ростом цен. При этом госагент по проведению интервенций получает
фиксированное вознаграждение, а прибыль от "сглаживания" цен зернового рынка перечисляется в бюджет.
Однако в 2008 году ответственное за госинтервенции АРПР (его возглавлял Василий Крутин) закупило для
государства рекордный объем 8 млн тонн зерна при высокой средней закупочной цене 4,6 тыс. руб. за тонну, а
продать его в условиях кризисного спада цен весной 2009 года не смогло.
Сейчас продать это зерно без убытка тем более нереально: Михаил Одинцов утверждает, что проведение
товарных интервенций в 2009-2010 годах приведет к дисбалансу на всем рынке зерна и потерям от продаж
зерна прежних урожаев "в размере не менее 10,1 млрд руб.". Глава нынешнего госагента по интервенциям
(ОЗК) Сергей Левин вчера подтвердил "Ъ", что Минсельхоз уже обратился в правительство с просьбой
компенсировать компании 5 млрд руб., которые ОЗК потеряет при продаже 2,5 млн тонн урожая 2008 года.
При этом, согласно принятой в декабре 2009 года стратегии компании, потолок ее экспортных продаж в 2010
году составляет 4 млн тонн, что при сохранении нынешней рыночной конъюнктуры делает новое обращение
ОЗК в правительство за компенсацией практически неизбежным.
Также господин Левин рассказал, что руководство ОЗК провело внутренний аудит принятых на хранение
запасов государственного зерна. По словам господина Левина, проверка компании показала, что 31%, или
около 2,5 млн тонн (11,5 млрд руб. в закупочных ценах), хранится не в элеваторах, а в режиме "напольного
хранения". Сроки хранения зерна при таком подходе сокращаются в разы и, по словам опрошенных "Ъ"
экспертов, могут не превышать одного года. Фактически это означает, что 11,5 млрд бюджетных средств в
буквальном смысле гниют, при этом ОЗК выяснила, что "напольное хранение", как сказал господин Левин,
оплачивается из бюджета по ставкам элеватора (порядка 1 тыс. руб. за тонну в год).
По мнению Счетной палаты, требует пристального внимания и сама схема финансирования регулирования
зернового рынка. Аудитор называет "Правила осуществления государственных закупочных и товарных
инвестиций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции", утвержденные правительством еще в
2001 году, "крайне неэффективными для бюджета": ОАО "Россельхозбанк" получает средства из федерального
бюджета "безвозмездно в форме взноса в свой уставный капитал", а в дальнейшем "предоставляет их самому
государству в рамках финансирования закупочных интервенций под значительный процент" (6% годовых в
2008 году, 12% в 2009-м). По подсчетам аудиторов, расходы федерального бюджета на выплату процентов
составят от 2,14 млрд до 3,2 млрд руб. в год.
В аппарате курирующего АПК в правительстве первого вице-премьера Виктора Зубкова вчера подтвердили "Ъ",
что "ознакомлены с выводами Счетной палаты". "Эти предложения будут в установленном порядке
рассмотрены после того, как все заинтересованные в этом процессе организации (Минсельхоз, Россельхозбанк
и ОЗК) представят свою экспертную оценку. В целом мы понимаем, что механизм интервенций далек от
совершенства и требует значительной доработки, в том числе и через введение механизма залоговых
интервенций и биржевой торговли. Эту тему Виктор Зубков намерен в ближайшее время рассмотреть, в том
числе на совещании по внутреннему рынку зерна 6 февраля в Курске", сказал собеседник "Ъ".
Также, по его словам, процентные ставки, о которых идет речь, касаются денег, привлекавшихся сверх 40 млрд
руб., внесенных правительством в уставный капитал Россельхозбанка, такова стоимость этих средств (речь
идет о финансировании интервенций уже 2009 года). В Минсельхозе "Ъ" подтвердили факт проверки министр
"еще летом 2009 года встречалась с господином Степашиным и просила его разобраться в механизме
интервенций", но сказали, что самого документа "еще не видели".