Составили протекцию
NewFact    NewFact    NewFact     NewFact        NewFact         NewFact
Политика Экономика События Общество
Обзор СМИ
Новости дня
NF
То чего нет на ТВ
21.01.2010

Составили протекцию

 
Ведомости, 21.01.2010, 9(2527), от редакции
 
Имя главного пострадавшего от кризиса — рядовой российский потребитель. Надежды на то, что горнило
финансовых неурядиц пройдут только самые эффективные компании, которые в результате еще и научатся
бороться за покупателя, не оправдались. А меры, с помощью которых правительство пыталось противостоять
экономическому спаду, окончательно уничтожили у бизнеса мотивацию для повышения эффективности.
Самыми жизнеспособными оказались иждивенцы.
 
Антикризисная стратегия правительства заключалась главным образом в том, чтобы раздать государственные
деньги «системообразующим» компаниям и закрыть внутренний рынок для импорта ради помощи
отечественным производителям.
 
Вместо того чтобы думать о снижении издержек, оптимизации производства и финансов, компании
сосредоточили все свои усилия на получении государственной помощи. Господдержку в 2009 г. получили 343
компании, бюджет потратил на это около 300 млрд руб., не считая кредитов ВЭБа крупнейшим компаниям на
реструктуризацию иностранных долгов. Наиболее яркий пример — «АвтоВАЗ».
 
Привилегированное положение спасаемых компаний лишило стимулов для развития не только их самих, но и
их конкурентов. Большинство «спасенных» — рудимент советской экономики. Уровень конкуренции, и без того
низкий, еще уменьшился. Неэффективные собственники и менеджмент продолжают залезать к нам в карманы,
выпуская дорогую и некачественную продукцию.
 
Выбор у российского потребителя в результате кризиса стал еще более ограниченным. Россия — чемпион по
протекционистским мерам, которые правительство вводило ради антикризисной защиты. Как констатирует
Минэкономразвития в докладе о влиянии таможенно-тарифной политики на конкурентную среду, наша страна
в кризисные месяцы ввела 37 протекционистских мер. Для сравнения: Аргентина — 20, Германия — 16, Китай,
Индонезия, Индия и Великобритания — по 11, Бразилия — 10, Италия и Испания — по 9. Ставки таможенных
пошлин на товары, ввезенные в Россию, в среднем повысились на 5-10%. Причем повышение пошлин
коснулось 350 товарных позиций — это 39% от всей товарной номенклатуры импорта.
 
Разумеется, оказавшиеся в выигрышном положении отечественные производители поспешили им
воспользоваться.
 
Российские автомобильные компании, например, сократили объем производства и повысили цены. Если
средние импортные цены (без учета пошлин) в январе — сентябре 2009 г. по сравнению с январем —
сентябрем 2008 г. выросли лишь на 5,7%, то средние цены российских производителей выросли за этот период
на 33,1%. Другой пример — сухое молоко. Разница в цене между импортным и отечественным сухим молоком
— почти 60%. По данным ФАС, среднеконтрактная импортная цена даже с учетом пошлины в сентябре 2009 г.
составила 44 808 руб. за тонну сухого молока, тогда как цена отечественных производителей — 77 647 руб. Но
из-за заградительных мер импорт сухого молока в январе — сентябре 2009 г. по сравнению с январем —
сентябрем 2008 г. сократился на 22,3%. Потребителям приходится вдвое переплачивать за «защищенное» от
внешней конкуренции отечественное сухое молоко.
 
По оценке Минэкономразвития, потери российской экономики от выставленных внешнеторговых барьеров
составляют около $44 млрд в год.
 
Правительство продолжает поддерживать неэффективные компании, чтобы сохранять социальную
стабильность и рабочие места. Но затраты на поддержание одного рабочего места за счет явного (пошлины)
или неявного (повышение цен) налогообложения потребителей в шесть раз больше, чем была бы прямая
субсидия из бюджета уволенному работнику, цитируют авторы доклада книгу «Оценка стоимости
протекционизма в Соединенных Штатах».
 
Впрочем, доклад Минэкономразвития пока имеет статус проекта. Правительство может решить, что
протекционизм в России — совсем не то, что протекционизм в США.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Hosted by uCoz