Силовая казна
Социальные расходы снижаются, а военные растут такие приоритеты государственной политики
установлены в проекте бюджета на ближайшую трёхлетку. Эксперты относятся к бюджетной стратегии
неоднозначно
Ведомости, 22.09.2010,178(2876), Евгения Письменная, Максим Товкайло, Елена Киселева
Минфин опубликовал на своём сайте проект федерального бюджета на 2011г. и на плановый период 2012 и
2013гг. Завтра документ будет рассмотрен на заседании правительства, а 1 октября уже представлен в Госдуму.
В ближайшую трёхлетку расходы федерального бюджета будут расти в номинальном выражении: в 2011г. по
сравнению с предыдущим годом на 4,2%, в 2012г. на 5,4% и в 2013г. на 8,3%. Правда, в реальном выражении
расходы вырастут только в 2013г. на 2,7%, а в 2011г. снизятся (-2,2%) даже больше, чем в текущем году (-1,9%).
Новая классификация
Минфин серьёзно изменил бюджетную классификацию, которую не трогал с начала 2000-х гг. Если раньше
главный финансовый документ страны состоял из 11 разделов, то теперь их стало 14. Из раздела «Культура,
кинематография и СМИ» выделили СМИ, из «Здравоохранения, физкультуры и спорта» здравоохранение.
Самостоятельным стал раздел «Обслуживание госдолга», раньше эти расходы были включены в
«Общегосударственные вопросы». Четырнадцать разделов лучше соответствуют основным сферам
госполитики, объясняет чиновник Минфина.
Ещё более существенно, указывает он, что в 14-м разделе остались только дотации регионам и
муниципалитетам, а субсидии и субвенции внебюджетным фондам разнесены по профильным статьям. Эти
изменения связаны с грядущей бюджетной реформой, объясняет чиновник Минфина: «Точнее отражается
увязка расходов с направлениями госполитики».
Социалка пошла вниз
Крупнейший раздел социальная политика, включая трансферты Пенсионному фонду, составляет чуть более
3трлн руб. Но эти расходы в 2011г. уменьшатся по сравнению с 2010г. на 398,8 млрд руб., или на 11,7%.
Снижение расходов нового, «большого» раздела «Соцполитика» обусловлено плановым сокращением дотаций
Пенсионному фонду, объясняет чиновник Минфина. Также у федерального бюджета снижается потребность в
ассигнованиях на покрытие дефицитов внебюджетных фондов из-за увеличения тарифов страховых взносов с
26 до 34%, отмечает Минфин в пояснительной записке, плюс заканчивается программа по обеспечению
жильём ветеранов Великой Отечественной войны. С 2012г. социальные расходы вновь станут расти в среднем
на 8%.
Милитари в моде
Расходы на национальную оборону второй раздел по значимости (более 1,5трлн руб.). Все три года он будет
устойчиво расти. Это политическое решение правительства, к тому же формируется новая программа
вооружений и изменятся принципы денежного довольствия военнослужащих, объясняет чиновник Минфина.
Реформа милиции потребует дополнительных расходов: статья «Национальная безопасность и
правоохранительная деятельность» в 2011г. вырастет на 9,4% по сравнению с нынешним годом и составит
более 1,2 трлн руб. Но уже с 2012г. этот раздел начнёт медленно уменьшаться. С 2012г. начнут снижаться и
траты на обеспечение военнослужащих жильём: с 125,9 млрд руб. в 2010г. до 25,3 млрд в 2013г.
В разделе «Общегосударственные вопросы» почти 864млрд руб. в 2011г. больше всего средств тратится на
обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов(213,3млрд руб.). Содержание
судебной системы обойдётся казне в 113,9млрд руб., правительства в 3,1млрд руб., президента почти в 7,7 млрд
руб.
Минфин закладывает достаточно большой объем, так называемых условно утверждённых расходов 419,3 млрд
руб. в 2012г. и 798,4 млрд в 2013г. Это нераспределенные расходы бюджета, которые могут быть использованы
в будущем для непредвиденных обстоятельств. Деньги могут пойти на реформу МВД и содержание военных,
полагает сотрудник Минфина. Большой задел разумная мера, полагает Юлия Цепляева из BNP Paribas, не
расписанный резерв должен помочь Минфину сдержать рост расходов в будущем.
Власть госпрограмм
Впервые Минфин представил вместе с федеральным бюджетом много аналитических материалов, доволен
чиновник аппарата правительства: получили проект федеральной адресной инвестиционной программы,
реестр расходных обязательств и аналитическое распределение расходов федерального бюджета по
госпрограммам. Аналитическое представление бюджета сделано для ознакомления, объясняет сотрудник
Минфина. Со следующего года весь бюджет будет сформирован по новым принципам, продолжает он: расходы
пойдут не на выполнение функций, а на решение определённых задач.
Объем финансового обеспечения реализации госпрограмм в 2011г. составит 9,04 млрд руб., в 2012г. 9,12 млрд,
в 2013г. 9,24 млрд (около 97% общего объёма расходов федерального бюджета). Самая большая госпрограмма
«Новое качество жизни» тянет больше чем на половину расходов бюджета 4,7 трлн руб. «Инновационное
развитие и модернизация экономики» обойдётся в 1,6 млрд руб. Самая маленькая госпрограмма
«Сбалансированное региональное развитие» обещает из года в год уменьшаться с 347 млрд до 150,5 млрд руб.
«Очень плохой бюджет»
Стимулирование экономики через рост бюджетных расходов оправданный шаг, считает Цепляева: «Благодаря
низкому уровню госдолга Россия может себе это позволить». Однако в ликвидацию дефицита к 2015г., как
планирует Минфин, она не верит: увеличивать расходы всегда проще, чем сокращать. Уменьшение дефицита до
нуля возможно благодаря высокому экономическому росту, а не механическому сокращению затрат, добавляет
она.
«Очень плохой бюджет», недоволен Евгений Гавриленков из «Тройки диалог». В прошлом году Минфин
собирался поддерживать постоянный объем расходов в натуральном выражении 9,8 трлн руб., напоминает он:
«Теперь тактика изменена: постоянной величиной стал дефицит, в течение трёх лет будет около 1,8 трлн руб.».
Даже с учётом займов на внешнем рынке и доходов от приватизации на внутреннем рынке придётся занимать
около 1 трлн руб. ежегодно, прогнозирует он: «Если в 2011г. это будет возможно, так как у банков есть резервы
ликвидности, то в 2012-2013гг. приведёт к вытеснению с рынка частных заёмщиков, в том числе госкомпаний».