Удвоение автохлама
Минпромторг решил стимулировать покупку новых автомобилей: как стало известно«Ведомостям», для
машин экологического класса ниже«Евро-4» транспортный налог увеличат в 1,2-2раза
Ведомости, 14.09.2010,172(2870), Елена Виноградова, Алена Чечель
С 2011 г. привязать ставку транспортного налога к экологическому классу автомобиля — с таким
предложением Минпромторг обратился в Минфин в конце августа. Министерство предлагает определить для
каждого класса коэффициент, который будет уменьшать или увеличивать базовую ставку транспортного налога
— в зависимости от стандарта автомобиля, пишет замминистра промышленности Андрей Дементьев.
Для владельцев автомобилей класса «Евро-4» Минпромторг предлагает оставить налог неизменным, базовая
ставка составит от 2,5 до 15 руб. за 1 л. с. — в зависимости от мощности. На машины класса «Евро-3» базовая
ставка налога может быть повышена в 1,2 раза, «Евро-2» — в 1,6 раза.
Снизится налог для автомобилей классов «Евро-5» и выше, базовую ставку для них предложено уменьшить на
30%. Для автомобилей, выпущенных до 1 января 2006 г. (до введения в России стандарта «Евро-2», см. врез),
налог вырастет вдвое.
Дифференцированные коэффициенты будут стимулировать население покупать автомобили более высоких
экологических стандартов, объясняет Дементьев. За регионами останется право повышать базовую ставку
налога — максимум в 10 раз — или снижать ее до нуля для машин мощностью менее 150 л. с.
Директор департамента Минэкономразвития Сергей Беляков поддерживает привязку ставки к экологическому
классу машины и предлагает увязать ее с другими мерами поддержки автопрома: нужно стимулировать не
только потребителей покупать более экологически чистые машины, но и компании — производить их.
Минфин предлагает оставить право устанавливать коэффициенты, соответствующие экологическим классам, за
регионами, пишет в отзыве замминистра Сергей Шаталов (копия есть у «Ведомостей»).
«Это просто беспредел: чиновники обещали отменить транспортный налог в качестве компенсации роста
акцизов на бензин, а вместо этого предлагают фактически двойное налогообложение автовладельцев», —
возмущен лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков: более половины машин в
стране старше пяти лет.
По данным «Автостата», в России лишь 28% легковых автомобилей находится в эксплуатации меньше пяти
лет. На Дальнем Востоке их доля составляет всего 2,6%, в Сибири — 12,2%, в остальных регионах страны —
25-35%.
Экологические стандарты действуют в России с 2006 г., объясняет чиновник Минпромторга: для этого в
паспорте транспортного средства была введена специальная графа «экологический класс». На автомобили,
приобретенные до 2006 г., эти требования не распространялись, фактически эти машины не принадлежат ни к
одному из классов, поэтому на них должен быть самый высокий налог. Но их владельцы могут пройти
сертификацию в специальном центре, где автомобилю присвоят определенный класс, и ставка налога может
быть уменьшена, заключает он.
Большинство новых импортных автомобилей соответствуют стандарту «Евро-4», на российских заводах
иностранных автоконцернов также в основном производятся автомобили этого класса, говорит глава
российского представительства компании JATO Dynamics Владимир Видулов, «Евро-4» принят за нулевой
уровень коэффициента по примеру многих европейских стран: «Это правильное решение, которое побудит
россиян избавляться от автохлама, а к серьезному увеличению цены машин не приведет — сейчас технологии
позволяют удешевлять массовое производство современных катализаторов».
Идея неплохая, но ее введение чревато социальным взрывом — если учесть возраст российского автопарка,
считает коммерческий директор группы «Автомир» Андрей Дя, а перейти на 4-й класс мешает и качество
топлива. В стране около 45% бензина не соответствует вообще ничему, поддерживает Лысаков, о каких
высоких экологических стандартах в такой ситуации можно говорить!
Пока предложение — в стадии обсуждения, говорит пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков: при
принятии решения будут учитываться состояние российского автопрома и возможный рост налоговой нагрузки
на автовладельцев.