Ловушка для президента. Кто бы им ни стал
NewFact    NewFact    NewFact     NewFact        NewFact         NewFact
Политика Экономика События Общество
Обзор СМИ
Новости дня
NF
То чего нет на ТВ
06.07.2010

Ловушка для президента. Кто бы им ни стал

Рост социальных обязательств сегодня аукнется завтра
 
"Независимая газета", 06.07.2010, от редакции
 
Руководство страны, взяв повышенные социальные обязательства перед гражданами, создало себе
стратегические проблемы. Средства, направленные на опережающее повышение пенсий и других социальных
расходов, привели к бюджетному дефициту. Покрыть который можно либо доходами от продажи
энергоресурсов, либо заимствованиями. В частности, президент Дмитрий Медведев в своем Бюджетном
послании призывает к сокращению дефицита бюджета к 2013 году вдвое по сравнению с уровнем 2009 года. То
есть до 3%, учитывая, что этот показатель в 2009 году составил почти 6%.
 
Где найти резервы для такого снижения, пока непонятно. Социальные налоги в предвыборный период власти
повышать не решатся, считают эксперты. Взять назад повышенные в период кризиса социальные обязательства,
которые легче ввести, чем отменить, также не получится. Остается надеяться лишь на внешние заимствования
и на гипотетический рост цен на нефть. Который, как предупреждает глава Минфина Алексей Кудрин, может
остановиться, и перспектива цены в 60 долл. за баррель и ниже вполне реальна в ближайшие годы.
 
Впрочем, поиск резервов уже начался. В частности, стало известно, что Минфин предложил повысить налог на
добычу полезных ископаемых (НДПИ), на газ почти на 130%, в результате чего, как отмечают аналитики, в
бюджет поступит около 260 млрд. руб. Которых, в свою очередь, недосчитается «Газпром». Еще примерно 40
млрд. руб. может дать унификация пошлин на экспорт светлых и темных нефтепродуктов - на уровне 60% от
ставки пошлины на нефть, которую тот же Минфин предлагает ввести с 1 января будущего года. Итого - 300
млрд. руб. - капля в море. Учитывая, что дефицит бюджета России уже в этом году составит 5,4%, или 2,4 трлн.
руб.
 
В «тучные» годы о снижении государственных расходов говорить было неприлично, и они росли на 30-40% в
год. Необходимо было поддерживать высокий рейтинг власти, а потому тратить нефтедоллары на эти цели
считалось вполне нормальным. Но даже кризис, падение цен на нефть и газ - увы, основные источники
доходов бюджета страны - не остановили популистский азарт. Весь мир начал снижать расходы, в том числе и
по социальным направлениям, а Россия - вопреки логике - их только наращивала. Между тем поддерживать
высокий уровень затрат на социальные обязательства и одновременно сокращать дефицит бюджета
практически невозможно.
 
В итоге страна и ее руководство попали в ловушку, выбраться из которой не сможет в ближайшие годы, кто бы
ни пришел к власти в результате предстоящих выборов.
 
Все резервные фонды в стране истощатся в ближайшее время - по крайней мере к 2013-му точно. И если
бюджетный дефицит не будет покрыт, правительству придется занимать деньги на внешнем и внутреннем
рынках. Причем суммы заимствований могут составлять более 30 млрд. долл. ежегодно. А так как ситуация в
мировой экономике меняется в худшую сторону, цены и издержки по долгам будут выше. Таким образом,
долговые обязательства России будут весьма невыгодными. Между тем эти самые средства потенциально
могли бы стать источником инвестиций, столь необходимых в том числе и для модернизации. Вместо этого
процесс заимствования приведет лишь к торможению развития экономики страны.
 
Так что преемнику, кто бы он ни был, придется решать накопленные задачи. Но как их решать - большой вопрос.
 
Социальная ответственность - дело благое, проблема лишь в том, что она не должна быть краткосрочной,
направленной на решение сиюминутных задач. И все институты общества - Госдума, Совет Федерации и т.д. -
должны проявлять большую принципиальность при рассмотрении таких вопросов. Сопоставляя желания и
возможности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Hosted by uCoz